Вы здесь

Практика приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26, Управление Минюста России по Чеченской Республике (далее - Управление) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как известно, выборы депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований в Чеченской Республике прошли 11 октября 2009 года.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008г. №207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Чеченской Республики приступили к исполнению своих полномочий с 1 января 2010 года.

С января 2010 года Управлением была начата работа по регистрации уставов муниципальных образований Чеченской Республики, и на конец 2010 года практически все муниципальные образования Чеченской Республики зарегистрировали свои уставы в реестре уставов муниципальных образований Российской Федерации.

Уставы в основном были подготовлены на основании типовых уставов, разработанных Администрацией Президента и Правительства Чеченской Республики с учетом предложений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике, и, на момент принятия, соответствовали требованиям федерального законодательства.

Однако, в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возникла необходимость внесения изменений в уставы муниципальных образований.

В соответствии с поручением Главного управления Минюста России по Ставропольскому краю об оказании методической помощи муниципальным образованиям Чеченской Республики по приведению уставов в соответствие с Федеральными законами от 05.04.2010 №40-ФЗ, от 08.05.2010 №83-ФЗ, от 27.07.2010 №237-ФЗ, от 27.07.2010 №191-ФЗ, от 03.11.2010 №286-ФЗ, от 29.12.2010 №4442-ФЗ, от 21.04.2011 №69-ФЗ Управлением были уведомлены главы муниципальных образований Чеченской Республики о необходимости внесения изменений в уставы, было проведено совещание с участием представителей муниципальных районов и городских округов, а также с участием представителя Прокуратуры Чеченской Республики. На совещании ставились вопросы:

-сокращение до минимума сроков приведения уставов муниципальных образований Чеченской Республики в соответствие с изменениями федерального и регионального законодательства;

-повышение качества предоставляемых для регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) документов;

-возможность подготовки специалистов в высших учебных заведениях по программам муниципального нормотворчества для работы в муниципалитетах.

Также, Управлением на постоянной основе осуществляется работа по разъяснению возникающих у органов местного самоуправления вопросов  посредством проведения рабочих встреч, телефонных переговоров.

В свою очередь, говоря о проблемах своевременного приведения уставов муниципальных образований Чеченской Республики в соответствие с федеральным законодательством необходимо обратить внимание на следующее:

Срок полномочий глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва составлял только два года, в связи с чем, в декабре 2011 года прошли новые выборы, причем уже по новой схеме: когда жители муниципальных образований избирают депутатов представительных органов муниципальных образований, а главы муниципальных образований уже избираются депутатами представительных органов из своего состава.

Следует также отметить ряд трудностей, с которыми столкнулись органы местного самоуправления после начала своего функционирования:

-кадровый вопрос, т.е. отсутствие, особенно в сельских поселениях, квалифицированных работников (юристов, бухгалтеров, специалистов для работы с компьютерной техникой);

-отсутствие опыта работы  вне командно административной системы;

-большой объем «навалившейся» работы (регистрация муниципальных учреждений и предприятий, прием и оформление передаваемого имущества, открытие счетов, налаживание взаимодействия с органами государственной власти);

-слабая материально-техническая и финансовая обеспеченность.

Тем не менее, в результате совместной работе Управления и Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики уставы практически всех муниципальных образований Чеченской Республики были приведены в соответствие с изменениями внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральными законами от 05.04.2010 №40-ФЗ, от 08.05.2010 №83-ФЗ, от 27.07.2010 №237-ФЗ, от 27.07.2010 №191-ФЗ, от 03.11.2010 №286-ФЗ, от 29.12.2010 №4442-ФЗ, от 21.04.2011 №69-ФЗ.

Управлением была проведена огромная работа по регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Чеченской Республик: в течение месяца были зарегистрированы 236 таких актов, что позволило также провести выборы в органы местного самоуправления  в декабре 2011 года по новой схеме, предложенной Главой Чеченской Республики. Проделанная Управлением работа была высоко оценена руководством Республики.

Вместе с тем, за прошедшее время федеральное законодательство претерпело ряд изменений. В результате последних изменений федерального законодательства в настоящее время уставы всех муниципальных образований Чеченской Республики требуют соответствующих корректировок.

Дополнительно хотим отметить, что в соответствии с поручением Главного управления Минюста России по Ставропольскому краю от 5 апреля 2012 года главы всех муниципальных образований Чеченской Республики были проинформированы о необходимости внесения изменений в уставы в связи с принятием Федеральных законов от 21.04.2011 №69, от 11.07.2011 №192-ФЗ, от 18.07.2011 №224-ФЗ, от 18.07.2011 №242-ФЗ, от 18.07.2011 №243-ФЗ, от 19.07.2011 №246-ФЗ, от 19.07.2011 №247-ФЗ, от 25.07.2011 №263-ФЗ, от 21.11.2011 №329-ФЗ, от 30.11.2011 №361-ФЗ, от 06.12.2011 №411-ФЗ. По сообщению глав муниципальных образований ими разрабатывается проекты решений о внесении изменений уставы, с целью их приведения в соответствие с федеральным законодательством, после соблюдения всех процедурных моментов и утверждения решения будут направлены в Управление на регистрацию.

30 июля 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).