Вы здесь

Деятельность Управления Минюста России по Чеченской Республике по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований ЧР, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований ЧР

             Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом и определяет такие важные вопросы как структура органов местного самоуправления, принятие бюджета, его исполнение, отношения связанные с размещением муниципальных заказов, проведением выборов и т.д. При этом устав не должен противоречить федеральному и республиканскому законодательству, в связи с чем, установлена обязательная процедура его государственной регистрации в органах юстиции.

В соответствии со своим положением Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике (далее – Управление) осуществляется регистрация уставов муниципальных образований, ведение реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований.

Проведение государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Управлением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21.07.2005г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

На настоящий момент в Чеченской Республике образовано 237 муниципальных образований (2 - городские округа, 15 – муниципальные районы, 3 - городские поселения, 217 -  сельские поселения).

Вместе с тем, федеральное законодательство в сфере местного самоуправления развивается быстрыми темпами и отличается высокой динамикой. В основополагающий Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постоянно вносятся изменения, что обуславливает внесение соответствующих изменений в уставы, в связи с чем, муниципальные образования вынуждены постоянно заниматься процессом приведения уставов в соответствие с действующим законодательством.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству специалисты Управления проводят проверку уставов и актов о внесении изменений в уставы при их регистрации.

За 2013 год в Управление поступило 286 муниципальных правовых актов, зарегистрирован 1 устав и 326 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований (с учетом остатка за прошлый год). Отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не было.

 Несмотря на то, что подавляющее большинство уставов муниципальных образований приводятся в соответствие с федеральным законодательством необходимо отметить крайне низкие темпы приведения уставов в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Длительность приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством, обусловлена целым рядом причин, к которым необходимо отнести:

1) несвоевременное реагирование органов местного самоуправления на динамично изменяющееся федеральное законодательство;

2) несовершенство материально-технической базы органов местного самоуправления, отсутствие справочно-правовых систем;

3) отсутствие квалифицированных сотрудников с юридическим образованием;

4) проведение муниципальных выборов и, как следствие, смена должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, занимающихся вопросами государственной регистрации уставов муниципальных образований и актов о внесении изменений и дополнений в уставы.

Кроме того, у регистрирующего органа при осуществлении деятельности по регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы возникают следующие проблемы:

- низкое качество подготавливаемых и представляемых для государственной регистрации документов;

- нарушение сроков представления актов на регистрацию и представления сведений об опубликовании (обнародовании) зарегистрированных муниципальных правовых актов.

Срок представления актов на регистрацию и представления сведений об опубликовании зарегистрированных муниципальных правовых актов установлены  Федеральным законом от 21 июля 2005 года №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (статьи 3 и 5) и составляет 15 и 10 дней соответственно.

Данные сроки нарушаются практически всеми муниципальными образованиями Чеченской Республики.

Со своей стороны, Управление постоянно оказывает консультативную и методическую помощь муниципальным образованиям Чеченской Республики в организации работы по приведению уставов в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

Так, Управлением выдаются памятки о порядке принятия и регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, разрабатываются типовые проекты актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, кроме того специалистами Управления даются разъяснения главам муниципальных образований и их представителям  по каждому этапу разработки, принятия и предоставления уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на государственную регистрацию.

 Управлением продолжена практика направления писем главам муниципальных образований с информацией об изменениях законодательства, регулирующего отношения в области местного самоуправления, и необходимости приведения уставов в соответствие с федеральными законами. Проведены семинары-совещания с главами муниципальных образований, по вопросам подготовки уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, и документов, представляемых в Управление на государственную регистрацию. В рамках указанных семинаров-совещаний рассмотрены вопросы, связанные с приведением уставов муниципальных образований Чеченской Республики в соответствие с федеральным законодательством, обсуждены проблемные вопросы, возникающие у органов местного самоуправления муниципальных образований республики при подготовке и направлении муниципальных правовых актов на государственную регистрацию.

Следствием организации эффективного взаимодействия Управления с органами местного самоуправления, системной методической работы и оказания правовой помощи является отсутствие решений об отказе в государственной регистрации.

Кроме того, к участию в семинарах-совещаниях привлекаются представители прокуратуры Чеченской Республики, Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики.

Управлением направляются письма органам государственной власти Чеченской Республики с целью информирования о не приведении уставов в соответствие с федеральным законодательством и в Прокуратуру республики о принятии мер прокурорского реагирования в отношении глав и представительных органов муниципальных образований, уставы которых наиболее длительный период не приводятся в соответствие с законодательством, а также в отношении глав, не предоставивших информацию об опубликовании (обнародовании) зарегистрированных муниципальных правовых актов.

Взаимодействие Управления с органами государственной власти республики и Прокуратурой Чеченской Республики позволяет поддерживать уставы муниципальных образований в состоянии соответствующем федеральному законодательству, тем самым способствуя обеспечению единства правового пространства Российской Федерации на муниципальном уровне.

20 марта 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).