Вы здесь

Памятка по порядку и процедуре принятия устава (МПА)

Памятка по порядку и процедуре принятия устава (МПА) 

Процедура принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (далее - МПА) детально урегулирована нормами ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько этапов. 

Первый этап:

Опубликование (обнародование) проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на сессии представительного органа должен быть не менее 30 дней.

Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 10 октября, то его рассмотрение на сессии представительного органа должно быть не ранее 10 ноября.

Несоблюдение 30-ти дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Проект устава или проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен быть опубликован в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий относятся районные газеты. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность создания муниципальным образованием своего периодического печатного издания.

Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

При этом согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991                 № 2124-1 «О средствах массовой информации» регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется.

Действующее законодательство также предусматривает возможность обнародования проекта устава (МПА).

В данном случае в уставе муниципального образования должен быть закреплен порядок и процедура обнародования проекта устава (МПА).

Например, в уставе муниципального образования может предусматриваться, что проект устава (МПА) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному обнародованию в местах общего пользования, к числу которых относятся: больницы, библиотеки, Дом культуры, магазины, школы, доски объявлений и другие. Обнародование осуществляется путем ознакомления жителей муниципального образования с текстом проекта устава (МПА), выпущенного тиражом в ___ экземпляров[1].

2. Вместе с проектом одновременно публикуется (обнародуется) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

3. Кроме того, также должна быть опубликована (обнародована) информация о назначении публичных слушаний (ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ). 

Второй этап:

Проведение публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА) должно быть запротоколировано. Протокол подписывается председателем публичных слушаний и секретарем. После проведения публичных слушаний проект устава (МПА) выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

 Третий этап:

Проведение сессии представительного органа муниципального образования.

Обращаем Ваше внимание на порядок проведения сессии Совета депутатов. Такой порядок устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проектов муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола сессии.

Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования, независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета депутатов или нет.

На сессии принимается устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав, то есть – МПА.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной в уставе численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Например, уставом предусмотрено, что представительный орган муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе прямого тайного голосования.

В данном случае устав (МПА) считается принятым, если за его принятие проголосовало 10 и более депутатов.

В случае если за принятие устава (МПА) проголосовало менее 2/3 от установленной уставом численности депутатов (независимо от того, по каким причинам депутаты не принимали участие в голосовании), то в соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» нарушение процедуры принятия устава (МПА) является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА). 

Четвертый этап:

Представление документов на государственную регистрацию.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предъявляются ряд требований к оформлению документов на регистрацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы (образец прилагается).

Согласно ч. 2 и 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию устава муниципального образования представляются в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителях следующие документы:

1) сопроводительное письмо на имя Начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике;

2) устав муниципального образования;

3) решение представительного органа муниципального образования об утверждении устава

или решение схода граждан о принятии устава муниципального образования – для муниципальных образований, в которых функции представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан;

4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав;

5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

 

Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представляются в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителях следующие документы:

1) сопроводительное письмо на имя Начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике;

2) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

3) решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав либо решение схода граждан о принятии указанного акта;

4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят МПА;

5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по проекту МПА;

6) устав муниципального образования в актуальной редакции, т.е. с внесенными решением представительного органа муниципального образования изменениями и дополнениями (только в электронном варианте).

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к МПА (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

На последней странице устава (МПА) должна быть подпись главы муниципального образования, так как в соответствии с ч. 13 ст. 35, ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ подписание и опубликование (обнародование) нормативных актов представительного органа муниципального образования отнесено к полномочиям главы муниципального образования.

Документы, представленные на государственную регистрацию, рекомендуется возвращать главе муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

- представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- документы отозваны главой муниципального образования (п. 12 Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 88, далее - Рекомендации).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается в тридцатидневный срок со дня представления документов на регистрацию.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) являются:

1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чеченской Республики, законам Чеченской Республики;

2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава (МПА);

3) наличие в уставе муниципального образования (МПА) коррупциогенных факторов.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства.

 Пятый этап:

Опубликование (обнародование) устава (МПА) после государственной регистрации.

Согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) главы муниципальных образований обязаны направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Сведения направляются в письменном виде (источник опубликования с сопроводительным письмом, либо информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования).




Тираж устанавливается по усмотрению органов местного самоуправления муниципального образования самостоятельно. 

01 июня 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).