Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований

Обзор
типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Минюста России по Курганской области в сфере деятельности некоммерческих организаций в 2016 году

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области (далее – Управление) осуществляет свои полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций (далее также - НКО) на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Административным регламентом исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
- проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- анализ отчетов НКО;
- участие в мероприятиях НКО.
Мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в отношении НКО при выявлении нарушений законодательства являются:
- вынесение предупреждения (внесение представления);
- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
- возбуждение дела об административном правонарушении в отношении НКО, общественных объединений и религиозных организаций;
- направление в суд заявления о приостановлении деятельности НКО или ликвидации (о признании юридического лица прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица);
- подготовка и направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения НКО нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Управления.
За 2016 год (далее – отчетный период) Управлением проведено 20 плановых проверок деятельности НКО (15 проверок проведено в отношении общественных организаций, 1 - в отношении общественного фонда, 1 - в отношении автономной некоммерческой организации, 1 - учреждения, 2 - в отношении религиозных организаций). Внеплановые проверки деятельности некоммерческих организаций в отчетном периоде Управлением не проводились, проанализировано белее 1 тыс. отчетов НКО, посещено 6 публичных мероприятий НКО.
По результатам исполнения Управлением контрольно-надзорных полномочий в сфере НКО за последние два года установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допущенными НКО и послужившими основаниями для применения мер реагирования, явились:
- непредставление (либо представление с нарушением порядка – ежегодности) в Управление ежегодной отчетности;
- непредставление (либо представление с нарушением срока) отчета о деятельности организаций и сведений о персональном составе их руководящих органов и уведомления о расходовании организациями денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;
- непредставление в Управление информации об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, а именно, сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- неисполнение предусмотренной законом обязанности соблюдать требования своих учредительных документов (уставов) (статья 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статья 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»): несоблюдение периодичности проведения заседаний органов управления некоммерческой организацией;
- неисполнение обязанности общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним;
- невыполнение благотворительной организацией обязанности представлять в орган, принявший решение о её государственной регистрации, отчета о своей деятельности;
- нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому НКО, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
В части исполнения НКО обязанности по отчетности Управление информирует.
Некоммерческими организациями допускается нарушение установленного срока представления информации – до 15 апреля года, следующего за отчетным, также встречается нарушение порядка ежегодного предоставления информации.
Наиболее распространенным является нарушение требований к оформлению форм отчетности, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, в части представления неполной и (или) недостоверной информации, а именно: отсутствие адреса местонахождения руководящего органа, указание неполного наименования организации, непредставление или неполное представление сведений о руководителе, в том числе наименование единоличного исполнительного органа или должности, не соответствующие сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц и содержащимся в уставе, отсутствие либо неверные сведения об основном государственном регистрационном номере (ОГРН), ИНН, КПП, дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, указание в отчетах неверного указания в части года отчетности, отсутствие даты представления отчетности и т. д. Кроме того, отчеты зачастую представляются в не прошитом, не пронумерованном виде, что не соответствует порядку предоставления документов, установленному вышеуказанным приказом.
Кроме того, к выявленным типичным нарушениям в отношении НКО относятся: представление форм отчетности не по установленной форме, представление форм отчетности, утративших силу.
Управлением выявлен ряд нарушений и замечаний при размещении отчетности некоммерческими организациями на Информационном портале Минюста России. Так, иные некоммерческие организации размещают как формы ОН0001, ОН0002, так и сообщение о продолжении деятельности и форму ОН0003. Вместе с тем, в случае получения иностранных инвестиций, членства в организации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также при поступлении денежных средств, превышающих 3 млн. рублей, под упрощенную отчетность указанные организации не подпадают, и сообщение о продолжении деятельности ими размещается ошибочно (является недостоверной информацией), а представление отчетности по форме ОН0003 является обязанностью только для общественных объединений. Религиозные организации также ошибочно представляют отчетность по форме ОН0003. При размещении информации указание наименования должности лица (единоличного исполнительного органа), зачастую не соответствует наименованию, внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и содержащемуся в уставе.
Управление информирует, что согласно требованию законодателя общественные объединения обязаны предоставлять:
- уведомление о продолжении деятельности, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (паспортные данные и ИНН) (срок представления – ежегодно в течение года),
- отчет по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, (срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным).
НКО, одновременно соответствующие критериям, установленным законом (учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства; не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства; поступления имущества и денежных средств которых в течение года составили до трех миллионов рублей) представляют:
- заявление, подтверждающее соответствие вышеперечисленным критериям;
- информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Иные НКО предоставляют:
- отчет по форме № ОН0001, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, (срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным);
- отчет по форме № ОН0002, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, (срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным).
Религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72. Срок представления – ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным).
Благотворительные НКО дополнительно представляют отчет о деятельности, содержащий сведения, указанные в статье 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
- о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
- о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
- о содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
- о нарушениях требований Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Срок представления - ежегодно, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Региональные отделения политических партий один раз в три года представляют в Управление информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее - зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в Управление информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.
Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в Управление сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.
Некоммерческие организации имеют право представить отчеты непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http://minjust.ru) и официальные сайты территориальных органов в сети Интернет в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 07.10.2010 №252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки (до 15 апреля, года следующего за отчетным) размещения в сети Интернет вышеназванных отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций определены приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Опубликовать отчеты возможно также на Информационном портале некоммерческих организаций Минюста России (http://unro.minjust.ru/). Рекомендации для представителей некоммерческих организаций по работе с порталом некоммерческих организаций размещены на сайте Управления в закладке «Некоммерческие организации» раздел «Отчетность некоммерческих организаций», «Порядок размещения отчетности в сети Интернет» (http://to45.minjust.ru/node/2513).
В части ежегодного опубликования отчета общественного объединения об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с ним Управление информирует.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в обязанности общественного объединения входит ежегодная публикация отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с ним. Исключительных положений для общественных объединений не предусмотрено.
В части обязательности соблюдения некоммерческими организациями положений учредительных документов Управление информирует.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественное объединение (некоммерческая организация) обязаны соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Следовательно, указанные в учредительных документах (уставах) положения о порядке деятельности НКО, включая сроки и порядок переизбрания органов управления, является обязательным требованием законодателя.
В части представления информации об изменении сведений в отношении НКО, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Управление информирует.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Одно из самых распространенных изменений в отношении НКО – смена адреса юридического лица. Поскольку сведения Единого государственного реестра юридических лиц должны быть полными и актуальными, соответственно НКО обязано в установленном порядке проинформировать Управление об изменениях. Необходимая информация о порядке уведомления – государственной регистрации изменений размещена на сайте Управления в сети Интернет в разделе «Некоммерческие организации», «Государственная регистрация некоммерческих организаций» (http://to45.minjust.ru/node/2423).
По итогам проведенной в 2016 году контрольно-надзорной деятельности в сфере НКО Управлением вынесено 176 письменных предупреждений, составлено 40 протоколов об административных правонарушениях в соответствии частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено 37 административных исковых заявлений о ликвидации/признании прекратившей деятельность НКО.
Протоколы об административных правонарушениях составлены за совершение административных правонарушений:
- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Следовательно, при осуществлении уставной деятельности:
- НКО обязаны исполнять законные распоряжения или требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль),
- НКО не должны воспрепятствовать законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклоняться от таких проверок,
- НКО должны выполнять в установленный срок законное предписание (постановление, представление, решение) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства,
- НКО должны своевременно представлять в полном объеме и без искажений сведения (информацию) в государственный орган (должностному лицу), представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Управление обращает внимание НКО, необходимую информацию, способствующую своевременному и надлежащему исполнению обязанности по представлению отчетности НКО, также можно получить посредством:
- консультаций у специалистов Управления в соответствии с утвержденным графиком (личный прием граждан по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, д. 103, каб. 303, телефонная связь: (3522) 65 -05-86);
- памяток, разработанных специалистами Управления и размещенных в здании Управления, на информационных стендах Управления;
- официального сайта Управления (http://to45.minjust.ru).

Начальник отдела по
делам некоммерческих организаций
Управления Министерства
юстиции Российской Федерации
по Курганской области Т.Н. Медведевских

15 апреля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).